Как оплатить ОСМС при длительном отпуске: вступили в силу поправки в закон
С 21 апреля 2024 года в законную силу вступили поправки, касающиеся оплаты взносов и отчислений при выходе работников в длительный отпуск. В Фонде социального медицинского страхования прокомментировали, как платить за ОСМС и не утратить статус.
Для сохранения статуса застрахованного у работников при выходе в длительный отпуск (более 30 дней) внесены изменения в Правила начисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов на ОСМС, детализирующие механизм перечислений платежей за этот период.
Как подчеркнули в Фонде, для сохранения статуса застрахованного в системе ОСМС необходимо при начислении дохода на период оплачиваемого трудового отпуска длительностью один или более одного календарного месяца отчисления и взносы производить одним платежом с разделением по периодам, исчисленным пропорционально количеству дней отпуска.
Напомним, в прошлом году более 200 тыс. работников лишились статуса в системе ОСМС, так как находились в длительном отпуске, а взносы и отчисления за них были произведены единым платежом за тот месяц, в котором выплачивались отпускные. То есть возникал неоплаченный календарный месяц (ведь отпуск охватывал более одного месяца), тогда как система требует оплаты без пропусков периодов. Ранее, во время пандемии, за работником сохранялся статус при двух пропущенных платежах, но эта норма утратила силу в октябре 2023 года. Тогда ситуацию разрешили – статус этим лицам был восстановлен.
Для предотвращения подобных случаев в будущем 4 апреля утверждены изменения в приказ «Об утверждении Правил и сроков исчислений (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование и Правил осуществления возврата плательщикам излишне (ошибочно) зачисленных сумм отчислений, взносов и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов», введены в действие они с 21 апреля 2024 года.
При возникновении дополнительных вопросов или проблем с получением медицинской помощи необходимо обратиться в Службу поддержки пациентов и внутренней экспертизы в своей клинике. Если разрешить ситуацию на месте не удалось, направьте обращение в Фонд социального медицинского страхования по одному из каналов связи:
- мобильное приложение Qoldau 24/7
- официальный сайт fms.kz
- @SaqtandyrýBot в Telegram
- Контакт-центр 1414
Эти сервисы, а также мобильные приложения Damumed, Halyk, BCC.KZ, Kaspi.kz позволяют проверить статус в системе ОСМС. Кроме того, получить информацию о статусе и произведенных выплатах можно на сайте электронного правительства egov.kz в разделе «Здравоохранение» через государственную услугу «Предоставление информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования».